Некоторые итоги туристско-краеведческих летних проектов МДЮЦ ЭКТ представлены в Департаменте образования на селекторном совещании 22.08.17

О реализации туристско-краеведческих проектов и мероприятий в летние каникулы московских школьников

Д.В. Моргун, директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

ССЫЛКА НА ПРОСМОТР СЕЛЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ: http://video.dogm.mos.ru/online/new-technology-for-new-results/page/video_21082017022.html

Летние каникулы школьников – наиболее активный и продуктивный период для реализации туристско-краеведческой деятельности. Во время пятой учебной четверти границы образовательного пространства московского школьника предельно расширяются, учебные кабинеты и городские парки заменяют таежные леса, широкие реки и горные системы. Именно летом образовательный туризм раскрывается во всем многообразии своих форматов, в своей насыщенной событийности и в метапредметности содержания. Он, несомненно, имеет важнейшее значение в патриотическом воспитании, так как каждый проект имеет историко-краеведческую или экологическую составляющую.

В первую очередь, следует отметить высокое разнообразие форматов образовательного туризма, предоставляемого школьникам московской системой образования. Для классификации выездных мероприятий наиболее востребован и точен критерий познавательной и физической активности школьников. Так, по нему мы можем выделить такие летние мероприятия, как выездные лагеря, конкурсы, фестивали, образовательные проекты, профильные смены, физкультурно-оздоровительные мероприятия, когда школьники находятся на стационарной базе их проведения и заняты в широком спектре досугово-образовательной активности. А походы, экспедиции, учебно-тренировочные сборы по туризму предполагают наличие активного маршрута движения школьников. Именно походы и экспедиции летом 2017 года стали самой многочисленной формой детского туризма. Всего за летний период в выездных туристских мероприятиях принимает участие около 14 000 московских школьников и студентов.

В деле развития патриотического воспитания наибольшее значение имеют походы и экспедиции с краеведческим и этнокультурным уклоном. В таком аспекте наибольшее распространение летом получают поисково-исследовательские экспедиции, в том числе проводимые в рамках московской и всероссийской Вахты памяти.

Всего в каникулярный период Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма проводится не менее 100 выездных мероприятий - от однодневных выездов до походов - по проекту образовательного туризма с участием 2330 детей, среди которых около половины составляют многодневные туристские маршруты. Походы классифицируются по видам туризма, и наиболее популярными традиционно являются пешеходный и водный. География походов широка, и наиболее посещаемыми в летний период стали регионы Центральной России, Карелия и горы Северного Кавказа. Поисково-исследовательские экспедиции провели свои работы в основном в Тверской, Смоленской, Ленинградской областях.

Напомним, что в Москве несколько лет работает централизованная модель развития и управления туристско-краеведческой деятельностью. В МРСД проводятся отборочные этапы рекомендуемых ДОгМ конкурсных туристско-краеведческих мероприятий, городским финалом которых становится участие в Московском Первенстве по туризму. В рамках Первенства в мае и летом организуются и проводятся соревнования по пешеходному, водному, горному, экспедиционному и поисково-исследовательскому туризму.Так, 02-04 июня 2017г. состоялись соревнования по виду «Пешеходный туризм. Группы Б, В, Г», «Экспедиционный туризм», «Поисково-исследовательский туризм».Всего приняло участие более 1300 обучающихся, напарвленных межрайонными операторами по туризму. Считаю нужным отметить наиболее активных участников, показавших лучшие результаты по этим видам на летних соревнованиях.

Наиболее активными участниками, показавшими лучшие результаты, стали: Гимназия №1539, Школа №514, ГБПОУ ТПСК им. Героя РФ В.М. Максимчука; школа №2045, ДТДиМ "Восточный", ДТДиМ "Неоткрытые острова", ЗДТДиМ, ДТДиМ "Преображенский", Школа №1394, ДТДиМ им. А.П. Гайдара, школа №1413, Школа №902 "Диалог", лицей №1553 им. В.И. Вернадского.

Отдельное и не менее важное направление – подготовка активных участников к туристским соревнованиях более высоких уровней. Показавшие высокие результаты школьники объединяются в сборную команду города Москвы и для них проводятся специальные учебно-тренировочные сборы. Летние сборы по туризму направлены на выявление и специальную подготовку обучающихся к участию во всероссийских туристских соревнованиях и слетах. В них принимает участие от 100 до 500 школьников

Проведенные сборы дали результаты в эти летние каникулы. В конце июля 2017 года в республике Марий Эл прошло Первенство России по спортивному туризму на пешеходных дистанциях среди обучающихся. В спортивную программу соревнований входили следующие виды: дистанция-пешеходная

  • дистанция-пешеходная-связка (длинная)
  • дистанция-пешеходная-группа

В общекомандном зачёте во всероссийском Первенстве по спортивному туризму команда города Москвы заняла I место в возрастной группе 14 – 15 лет.

Но школьники города готовятся к участию не только в профильных туристских мероприятиях. Не менее важным движением, связывающим образовательный туризм с гражданско-патриотическим воспитанием, является организация и подготовка учеников к соревнованиям «Школа безопасности». Соревнования проводятся с целью формирования у учащихся навыков, необходимых для учебы, жизни и труда: сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях, стремления к здоровому образу жизни. Напомню, что в мае 2017 года совместно с ГУ МЧС по г. Москве, Департаментом ГОЧС и ПБ Москвы проведены XIX Московские соревнования «Школа безопасности». В мероприятии приняли участие 29 команд, победивших на межрайонных этапах соревнований.

В конце июля московские команды представили город на XIV Всероссийские соревнования школа безопасности: всего 18 отрядов юных спасателей в возрасте от 13 до 17 лет. Москву представили две команды – школы № 629 и школы № 1944 с углубленным изучением английского языка и вошли в число победителей в общекомандном зачете. Школьники соревнуются на этапах по разным практическим направлениям спасательного дела, туризма и комплексной безопасности: комбинированная пожарная эстафета, комбинированное силовое упражнение, поисково-спасательные работы, в том числе на акватории, маршрут выживания и другие. Хочу сделать акцент, что приоритетом любых туристско-краеведческих проектов является не столько высокая результативность, сколько безопасность их участников.

Готовится к пятой учебной четверти следующего учебного года года нужно уже сейчас. Указанные проекты имеют традиционный, ежегодный характер, и к участию в них приглашаются учителя и школьники и в следующие летние каникулы. Информационно-просветительский проект об итогах туристского лета #EDUвпоход – это интерактивная площадка, на который каждый школьник может рассказать о своем личном опыте участия в походе, слете или экспедиции, поделиться впечатлениями и открытиями. Это также видеолекторий с мастер-классами от ведущих руководителей выездов, где они делятся опытом организации как категорийных походов, так и исследовательских, учебных экспедиций.

Информацию об этом и других проектах можно найти на сайте центра ЭКТ, а также всем образовательным организациям обратиться за консультативной и методической поддержкой по вопросам организации образовательного туризма.