ЮБИЛЕЙНЫЙ 2018 ГОД. 100-летие юннатского движения и 100-летие детского туризма в России. 100-летие отечественной системы дополнительного образования детей.

Летом 2018 года в российской педагогике отмечается знаменательная дата, которую принято считать днём рождения как дополнительного образования, так и юннатского движения в России.

В июне 1918 года молодой биолог Борис Васильевич Всесвятский организовал и до 1932 возглавлял районную биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы (БЮН, позднее преобразованную в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), заложив начало юннатского движения в Москве и в России. БЮН явилась первым государственным учреждением внешкольной работы молодого советского государства. Биологическая станция юных натуралистов (БЮН) им. К. А. Тимирязева была организована Отделом народного образования Сокольнического совдепа (СОНО) г. Москвы 15 июня 1918 года. К 1919 – 1920 гг. было сформировано четыре кружка: «Огородники» (ботаники); «Птичники», (орнитологи); «Насекомники» (энтомологи»); «Водолюбы» (гидробиологи).

Кружок Юных натуралистов имел достаточно сложную структуру: он состоял из двух секций — младшей натуралистической и старшей — исследовательской. Исследовательская секция кружка имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники занимались испытанием сортов культурных растений и агротехникой, активно работала группа юннатов по изучению малярийного комара, было создано Бюро защиты растений — «Бюрозра», работали группы куроводов, пчеловодов, рыбоводов, звероводов и метеофенологов. Регулярно Кружок юных натуралистов выделял из рядов своих членов так называемые «летучие отряды». В их задачи входила пропаганда натуралистических знаний и практическая помощь в организации занятий кружков в школах Москвы и Московской губернии. Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. По сути дела, это была серьезная работа в помощь развитию юннатского движения. Юннатская работа велась широко и заинтересованно.

В 1919 – 1924 годах для подготовки юннатов к самостоятельным наблюдениям педагоги проводили много экскурсий по окрестностям. Юннатские кружки создаются при Московском обществе испытателей природы (знаменитое в России МОИП), при биофаке и зоомузее МГУ, на базе Московского зоопарка (КЮБЗ), при Всероссийском обществе охраны природы (ВООП) под руководством Смолина П.П. (участниками которого в свое время были И.И. Акимушкин, А.М. Гилязов, Н.Н. Дроздов, А.С. Северцев и др.).

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы происходило увеличение числа учреждений «внешкольного воспитания», они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ, других организаций и ведомств.

После Великой Отечественной войны наблюдался второй пик роста учреждений внешкольного образования и воспитания (дома и дворцы пионеров, станции юных техников, станции юных натуралистов, пионерские и спортивные лагеря…).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

С момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», который повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей, являющегося весомой составляющей в формировании образовательной структуры современного общества в Российской Федерации, связанного с освоением новых образовательных пространств, детско-юношеский туризм пережил свое новое рождение. Сегодня он выступает в виде особого уникального социального института, обладающего мощным образовательным потенциалом.

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей, как и туристско-краеведческая деятельность, сочетают в себе принципы коллективизма и личной самостоятельности и ответственности, когда осуществляется самообслуживание, самовыражение, самоактуализация, самообучение, саморазвитие, самоопределение, самореализация личности, а успех общего дела складывается из достижений каждого, что в совокупности в значительной степени повышает социальную значимость детско-юношеского туризма как педагогической системы.

Одним их первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы и туризма с детьми в нашей стране можно считать декабриста И.Д. Якушкина. Работая в Ялуторовской женской школе, он практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами с целью изучения окружающей природы. Мысль об использовании прогулок и экскурсий в народном образовании России как средства обучения и воспитания учеников медленно, трудно проникала в педагогическое сознание российского общества второй половины XIX века.

К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме.

В первые десятилетия Советской власти многие дореволюционные идеи и замыслы получают теоретическое и организационное развитие. После революции 1917 года экскурсионный метод, как более образный, понятный и доступный, вводят в практику учебных занятий школ. Экскурсии приобретают политическую и агитационную направленность.

Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год. По распоряжению Народного Комиссариата Просвещения РСФСР с целью развития туризма и краеведения в 1918 году в Москве, по предложению Н.К. Крупской, в целях урегулирования приема школьников и помощи им, было создано Центральное Бюро школьных экскурсий, которое в 1921 году преобразуется в Детскую экскурсионно-туристскую станцию Народного Образования (ДЭТС ОНО).

Первые организационно-методические рекомендации Наркомпроса о развитии детского туризма появляются в 1919 году. Внимание уделяется экскурсионным поездкам и массовой работе с детьми летом. В целях оздоровительной работы со школьниками начинается организация летних лагерей на природе.

В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей поставить на высшую ступень».

В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся».

В годы Великой Отечественной войны и начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения.

В 1955 году в Москве проходит конференция по детскому туризму, которая принимает решение о возрождении краеведческого движения и регулярном проведении экспедиций пионеров и школьников при содействии Центральной ДЭТС РСФСР и редакции газеты «Пионерская правда».

К концу 60-х годов в детском и юношеском туризме выделились следующие основные направления работы: молодежные и детские лагеря отдыха, внутрисоюзные походы и краеведческие экспедиции.

По указанию Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) в 1970 году происходит реорганизация структуры детского туризма. Разрозненные республиканские, краевые и областные детские станции объединяются в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию (ЦЦЭТС) Министерства Просвещения СССР.

К сожалению, в период начала 1990-х годов, во время экономических реформ, советская система детско-юношеского туризма руководителям того времени показалась неэффективной, и государственная поддержка учреждений и мероприятий этой системы была сведена до минимальных пределов.

Детско-юношеский туризм в системе столичного образования активно развивался в период становления дополнительного образования детей в стране и к 2002 году стал иметь чёткую структуру, которая объединила тех, кто занимается спортивным и оздоровительным туризмом, краеведческими исследованиями и экспедиционным туризмом, музейным делом, спортивным ориентированием, военно-историческим поиском, авторской (бардовской) песней.

Дополнительное туристско-краеведческое образование детей – это совокупность знаний, умений, навыков, а также педагогически организованной социализации, осуществляемых в интересах личности и общества в процессе занятий туризмом и краеведением в сфере дополнительного образования детей, являющегося комплексным средством формирования личности и развития подрастающего поколения в активном познании себя и окружающей действительности.

Движение детско-юношеского туризма в системе столичного образования, является важным средством воспитания, реализующим основные педагогические принципы, способствующие развитию социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение общественной жизни.

В Москве направления развития дополнительного образования определяются подпрограммой «Дополнительное образование и профессиональное обучение» Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на 2012 – 2018 годы.

Система дополнительного образования Москвы обеспечивает возможности обучения для детей в возрасте от 5 до 18 лет по направлениям:

  • техническое;
  • естественнонаучное;
  • социально-педагогическое;
  • туристическое и краеведческое;
  • художественное;
  • физкультурно-спортивное;
  • гражданско-патриотическое.

С 2014 года в Москве создана и функционирует организационно-координационная модель взаимодействия образовательных организаций по развитию системы экологического образования, краеведения и образовательного туризма (далее – ЭКТ).

Функции и обязанности по созданию организационно-методических условий и координации развития экологического образования, краеведения и образовательного туризма в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в качестве городского координатора возложена на Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма» (далее – ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ).

В целях формирования современных умений и навыков для учебы, жизни и труда у обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в 2017-2018 учебном году продолжена работа по развитию системы экологического образования, краеведения и образовательного туризма – утвержден Перечень базовых (опорных) площадок (межрайонных координаторов) на территориях межрайонных советов директоров (далее – МРСД), совместно с ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ осуществляющих координацию работы по развитию экологического образования, краеведения и образовательного туризма. Указанные образовательные организации – базовые (опорные) площадки организуют и проводят отборочные этапы конкурсных мероприятий Городского плана мероприятий системы Департамента образования города Москвы на 2017-2018 учебный год.

Основной целью деятельности системы межрайонных координаторов является развитие и совершенствование образовательной деятельности в области детско-юношеского туризма и краеведения, формирование экологического мировоззрения и экологической культуры обучающихся образовательных организаций города Москвы.

Основной задачей межрайонных операторов является организация работы по утвержденному направлению деятельности. Межрайонные операторы осуществляют следующие функции:

  • организационное и методическое обеспечение образовательной деятельности туристско-краеведческой и естественнонаучной (экологического профиля) направленности;
  • содействие в развитии творческого и интеллектуального потенциала обучающихся образовательных организаций города Москвы;
  • раннее выявление, развитие и профессиональная поддержка мотивированных детей, проявивших выдающиеся способности в области экологии, краеведения и детско-юношеского туризма;
  • подготовка, организация и проведение массовых мероприятий и конкурсов по ЭКТ, организация выездных мероприятий обучающихся в рамках Первенства по туризму обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы;
  • мониторинг и анализ информации по вопросам состояния и развития ЭКТ на территории соответствующих МРСД.

Деятельность межрайонных операторов строится с учетом образовательных потребностей, социального заказа, требований к организации туристско-краеведческой деятельности и дополнительного образования детей.

В систему дополнительного образования детей в России в настоящее время входят более 16 тысяч учреждений, в которых обучается более 10 миллионов российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций.