С 31 марта по 2 апреля 2017 г. в Москве состоялась III Московская компетентностная олимпиада обучающихся образовательных организаций

В 2017 году на базе Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма были проведены уникальные городские компетентностные соревнования, посвященные управлению и стратегированию – Московская компетентностная олимпиада. Тематика уже третьей по счету Московской компетентностной олимпиады звучала следующим образом: «Москва как мегагород. Глобальное стратегирование». С февраля по март проходили отборочные этапы, во время которых школьники на основе проблемных модельных ситуационных задач-кейсов выполнили мини-проекты по актуальным вопросам развития Московского региона, а также участвовали в стратегических играх, посвященных форсайту профессий Москвы.

Уникальность мероприятия в том, что это надпредметная олимпиада, ориентированная на развитие личностно значимых для школьников результатов образования и рассчитанная на оценку широкого спектра компетентностных достижений. Базовым же предметом олимпиады является управление.

Компетентностная олимпиада - это уникальный синтез состязаний олимпиадного типа и интенсивной школы, посвященный аналитике и проектированию в масштабе региона. Это концептуально новый образец интеллектуального и проектного спорта, позволяющий детям работать в формате конкурирующих фабрик мысли, которые располагают в качестве ресурсов действующими экспертами в областях гуманитарного и социального знания - российскими экспертами и практикующими специалистами в разных областях гуманитарного знания.

Олимпиада имеет четкую структуру. В отборочных этапах приняли участие около 3000 учащихся, на городской этап были отобраны свыше 150 учеников 7-11-х классов из 68 образовательных организаций. На отборочные этапы приглашались школьники, занимающиеся по программам дополнительного образования, участвующие в научных обществах, представляющие детские общественные активы, занимающиеся социальными проектами и творчеством.

Основная цель олимпиады - продемонстрировать готовность обучающихся к постановке личностно значимых целей и решению региональных проблем, к построению коммуникаций, позволяющих достичь этих целей наиболее эффективным образом. Олимпиада была проведена в форме трехдневных интеллектуальных соревнований команд и в виде деловой игры-погружения. Ежедневно участники посещали экспертные лекции, работали в малых тематических группах, защищали групповые разработки, а по итогам командной работы следовала экспертная дискуссия.

С участниками III Московской компетентностной олимпиады работали блестящие лекторы и эксперты: доктор философских наук, зав. лабораторией компетентностных практик образования МГПУ и главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ – Александр Анатольевич Попов; кандидат философских наук, зав. кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС – Александр Евгеньевич Балобанов; зам. директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС, приглашенный профессор Московской школы управления «Сколково», член экспертного совета при Правительстве РФ – Павел Брунович Мрдуляш.

Каждая группа учащихся на олимпиаде работала самостоятельно, и им оказывалась консультационная поддержка от кураторов от МДЮЦ ЭКТ и тьюторов от МГПУ.

Во время олимпиады экспертами и тьюторами велся двойной рейтинг – рейтинг тематических групп и индивидуальный рейтинг участников.

В течение олимпиады участники разрабатывали стратегии развития различных сфер деятельности и определяли векторы развития Московского региона. На выходе участники олимпиады обозначали индивидуальные стратегии и перспективные проекты в соответствующих сферах. Всего участники выделили 7 сфер регионального развития: «Экономика», «Городская инфраструктура», «Здоровье и медицина», «Культура», «Наука», «Политика», «Антропология». Внутри сфер участники организовали такие тематические группы как «Медицина», «Инфраструктура», «Транспорт», «Культура», «Образование и профориентация», «Новая экономика Новой Москвы», «Наука», «Здоровая Москва», «Самоуправление», «Антропология».
На третий день олимпиады участники представили результаты работы своих групп, в основном это были проектные разработки, технологические и инженерные решения, эскизы и творческие зарисовки. Результаты работы оценивала экспертная комиссия.

По решению регионального оргкомитета 10 победителей олимпиады составят делегацию Москвы на VI Российской компетентностной олимпиаде, которая будет проходить с 5 по 14 июля 2017 года на территории спортивно-оздоровительной базы «Белые камни» (Чебоксары, Республика Чувашия). Победителями олимпиады стали учащиеся:

I степени – ГБОУ Школа № 904;

II степени – ГБПОУ Колледж № 41;

III степени – ГБОУ Школа № 293 имени А.Т. Твардовского,

А также в числе победителей стали: ГБОУ Школа № 2053, ГБОУ Шуваловская гимназия № 1448, ГБОУ Гимназия № 2072, ГБОУ Школа № 1497, ГБОУ Школа № 2126 «Перово», ГБОУ Школа № 2120

В рамках Российской олимпиады команды соревуются в создании новых «цивилизаций», для этого им пришлось освоить различные направления гуманитарного и социально-экономического знания, необходимые любому современному человеку.