МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ ОТДЕЛЕНИЯ "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" 20.04.2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ ОТДЕЛЕНИЯ "ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

эколого-биологического центра

ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ является одним из ведущих издательских центров, публикующих материалы по экологическому образованию для образовательных учреждений разных типов и видов — дополнительного образования, школ, ВУЗов и институтов повышения квалификации работников образования. За свою историю выпущено свыше 80 методических изданий, отражающих разнообразный опыт эколого-образовательной деятельности. Издана методическая продукция разных типов: методические разработки, справочники, учебно-методические пособия и рекомендации, определители животных и растений, рабочие тетради. В редакционно-издательском деле задействованы ведущие методисты учреждения. К рецензированию и редактированию работ привлекаются специалисты — научные сотрудники профильных ВУЗов и НИИ. В этом каталоге представлены методические материалы, доступные для получения в настоящее время. Информация об изданиях - (495) 318 00 03.

АННОТИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ИЗДАНИЙ

Моргун Д.В. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. Справочные материалы и консультации для педагогов дополнительного образования. – М.: Экопресс, 2014 г. – 139 с.

Справочно-методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей, занимающихся с учащимися внеурочно в рамках программ дополнительного образования, элективных курсов, программ проектно-исследовательской работы, а также как опорный материал для методистов, оказывающих сопровождение педагогическим работникам в учреждениях дополнительного образования. В издании обобщены методические материалы, разработанные авторами в процессе совместной многолетней деятельности в системе дополнительного образования. Книга входит в учебно-методический комплекс "Методическая работа в учреждениях дополнительного образования эколого-биологический направленности".

Дополнительное экологическое образование и федеральный стандарт нового поколения. Сборник программно-методических материалов / под ред. Д.В. Моргуна. – М.: МДЭБЦ, 2013 г. – 236 с.

Методическое пособие содержит программно-методические материалы для организации учебных занятий по дополнительному образованию на основе системно-деятельностного подхода с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Сборник включает методические разработки 32 учебных занятий, 2 природоохранных акций. Предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей, педагогов-организаторов.

Пособие по организации экологических конкурсных и досугово-познавательных мероприятий для обучающихся / под ред. Д.В. Моргуна, Г.А. Горбуновой. – М.: МДЭБЦ, 2013 г. – 120 с.

Методическое пособие предназначено для использования в работе педагогами-организаторами, другими сотрудниками и специалистами организаций, осуществляющих дополнительное эколого-биологическое образование. Пособие включает в себя материалы по организации и проведению экологических конкурсных мероприятий, викторин, досугово-познавательных программ, тематических занятий и т.д. Содержит разработки информационных писем, положений, сценариев, рекомендаций по проведению мероприятий.

Организация экологической учебно-исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Вып. 1. Методические разработки типовых учебно-исследовательских тем по альгологии, микологии, лихенологии / Е.А. Дунаев. – М.: МДЭБЦ, 2013 г. – 97 с.

В издании содержатся методические разработки типовых учебно-исследовательских тем для учащихся по изучению водорослей, лишайников и грибов. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, тьюторов, учителей общеобразовательных организаций, реализующих учебно-исследовательскую деятельность с учащимися.

Материалы докладов IV Московского экологического форума учащихся / Под общ. ред. Д.В. Моргуна – М.: Экопресс, 2013. – 156 с..

В сборнике представлены материалы докладов IV Московского экологического форума учащихся, проходившего в Москве 24-25 ноября 2012 г. и состоявшего из двух конференций: XXVI Московской научной конференции экологических экспедиционных отрядов и исследований и конференции «Природное и историко-культурное наследие». Тематика 53 работ учащихся затрагивает вопросы ботаники, зоологии позвоночных и беспозвоночных, экологии, охраны природы, наук о Земле и краеведения. Издание предназначено участникам форума, а также преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей. Скачать

Методические рекомендации по организации летних экологических лагерей обучающихся / под ред. Д.В. Моргуна. — М.: Экопресс, 2013. 72 с.

Методическое пособие предназначено для организации летнего экологического лагеря, проводимого в условиях города. В пособии содержатся разнообразные материалы, основанные на многолетнем опыте проведения экологического лагеря в Московском регионе, подготовленные сотрудниками Московского детского эколого-биологического центра и привлеченными специалистами в области экологического образования. Статьи включают - разработки программ городского летнего экологического лагеря; - методические подходы к организации учебной деятельности школьников, посещающих летний лагерь в городе; - варианты разработок экологических экскурсий в условиях города; - примеры организации эколого-биологических исследований и наблюдений в городской среде. Материалы издания могут быть интересны всем специалистам, работающим в сфере экологического образования: учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, методистам, всем организаторам городских летних лагерей.

Филиппова С. В. Игровые технологии в дополнительном эколого-биологическом образовании детей. – М.: Экопресс, 2013. – 88 с.

В издании представлены игровые технологии и методики дополнительного эколого-биологического образования детей. Приведены практические разработки планов-конспектов мероприятий и игровых занятий. Предназначено для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, воспитателей и учителей, ведущих занятия по эколого-биологическому направлению.

Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 8. Конспекты учебных занятий и психолого-педагогических тренингов для дополнительного образования/ Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2013. – 66 с.

В сборнике приведены примеры конспектов занятий по ботанике и географии, а также конспекты занятий по психологии общения и эколого-психологических тренингов для разных возрастных групп учащихся. Сборник предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, тьюторов, педагогов-психологов, работающих в системе дополнительного экологического образования. Серия сборников «Современные методические аспекты экологического образования» была учреждена в 2004 году. Авторский коллектив восьмого выпуска: Каркина Е. В., Потапова Е. И., Сорокин Д. В., Еньшин А. В., Ситникова Н. Ю., Мокрогузова Т. Н., Иванова О. И., Дорогая Н. В.

Художественное творчество в дополнительном экологическом образовании. Методы, формы, практические рекомендации / Под ред. Д. В. Моргуна. М.: Экопресс, 2012. - 36 с.

В сборнике раскрыты некоторые технологии экологоэстетического образования, представлены интегрированные занятия но художественному творчеству (рисование, декоративно-прикладное творчество), основанные на экологических концептуальных идеях. Показан синтез художественного творчества и экологических идей через систему учебных занятий дополнительного образования детей. Издание предназначено для педагогических работников.

Материалы докладов III Московского экологического форума учащихся / Под общ. ред. Д. В. Моргуна – М.: Экопресс, 2011. – 288 с.

В сборнике представлены материалы докладов III Московского экологического форума учащихся, проходившего в Москве 26 – 27 ноября 2011 г. и состоявшего из двух конференций: XXVI Московской научной конференции экологических экспедиционных отрядов и исследований и конференции «Природное и историко-культурное наследие». Тематика около 120 работ учащихся затрагивает вопросы ботаники, зоологии, экологии, охраны природы, содержания животных в искусственных условиях, палеонтологии и краеведения. Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.

Байков Ю.И. Обучение ресурсосберегающим технологиям в образовательном учреждении. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и учителей. – М.: Экопресс, 2012. 68 с.

Настоящее издание содержит методические рекомендации по организации образовательных мероприятий и проектов по ресурсосбережению в образовательных учреждениях. Приведены учебная программа курсов повышения квалификации педагогических работников «Ресурсосбережения в средней школе», образовательная программа дополнительного образования детей «Основы ресурсосбережения», конспекты занятий, сценарии мероприятий. Издание в качестве приложения содержит CD-диск, на котором размещены социально-значимые проекты школьников, мультимедийные презентации, творческие работы обучающихся по ресурсосбережению. Материалы издания могут быть интересны всем специалистам, работающим в сфере экологического образования: учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам-организаторам, а также административным работникам.

Михайлова Е. А. Методы арахнологических исследований. – М.: Экопресс, 2012. – 66 с.

Методическое пособие освещает методы сбора, изучения тенет пауков в полевых и лабораторных исследованиях, способы препарирования пауков, способы хранения и восстановления коллекционного материала, оформления арахнологических коллекций. В пособии описываются универсальные и специальные способы лова пауков различных экологических групп (герпетобионтов, хортобионтов и дендробионтов), излагаются различные методы эколого-фаунистических исследований аренеофауны. Пособие предназначено для учащихся школ и системы дополнительного эколого-биологического образования, учителей, педагогов дополнительного образования и тьюторов, интересующихся пауками и применяющих в своей работе различные формы полевых экологических исследований. Может быть использовано для изучения фауны и экологии не только пауков, но и других групп паукообразных.

Казакова С. Т. Психологические акции с экологическим компонентом в учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие. – М.: Экопресс, 2012. – 44 с.

Издание, в первую очередь, адресовано педагогам, социальным педагогам и психологам, работающим в сфере дополнительного образования, и включает в себя психологические акции, игры и психодиагностические методики, объединённые экологической тематикой. Рассчитаны они на детей, начиная с младшего школьного возраста. В воспитательных и развивающих целях данный сборник также может быть рекомендован специалистам общеобразовательных учреждений (например, для использования в группах продленного дня) или педагогам летних детских оздоровительных лагерей для качественного наполнения досуговой программы.

Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 7. Инновации дополнительного экологического образования детей / Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2012. – 176 с.

В сборнике приведены тексты или выдержки из методических материалов, представляющих инновационный опыт развития дополнительного экологического образования детей в городе Москве. Сборник включает работы победителей Второго Московского конкурса методических материалов по дополнительному эколого-биологическому образованию детей (учебно-методическая, организационно-методическая, прикладная, информационно-методическая номинации и номинации электронных методических разработок). Материалы помогут педагогам в организации дополнительного образования детей, при проведении массовых экологических мероприятий, подборе методики и содержания для проведения учебных занятий. Сборник предназначен для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, методистов, тьюторов.

Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. М.: Экопресс, 2011. – 196 с.

Справочно-методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей, занимающихся с учащимися внеурочно в рамках программ дополнительного образования, элективных курсов, программ проектно-исследовательской работы. В издании содержатся практические советы по составлению образовательных программ, организации работы учебных объединений (групп), построению учебных занятий, выбору применяемых педагогических технологий, самоанализу своей педагогической деятельности, составлению портфолио профессиональных достижений и многим другим вопросам. Справочник разработан по принципу ответов – развернутых консультаций на вопросы, часто задаваемых педагогами, приступающими к работе в дополнительном образовании. В издании обобщены методические материалы, разработанные авторами в процессе совместной многолетней деятельности в системе дополнительного образования. Книга входит в учебно-методический комплекс «Методическая работа в учреждениях дополнительного образования эколого-биологической направленности».

Наши таланты: одаренные обучающиеся Московского детского эколого-биологического центра / Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: МДЭБЦ, 2011

Издательский проект содержит опыт работы над единой методической темой 2011 года, разработанной сотрудниками ГОУ Московского детского эколого-биологического центра и посвященной проблеме развития одаренности детей в области эколого-патриотического воспитания. В альманахе представлен обзор достижений лучших обучающихся МДЭБЦ, имеющих многолетние и успехи в творческой, исследовательской и учебной работе; описана система работы с одаренными обучающимися; обобщен вклад педагогов учреждения в духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся. Издательский проект демонстрирует уровень духовно-нравственного развития обучающихся МДЭБЦ, их личностный рост, творческую реализацию, а также стремление к постоянному совершенствованию во всех областях жизнедеятельности.

Филиппова С.В. Экологические игровые программы: игры-сказки и игры в дороге.- М.: МДЭБЦ.- 2010.- 68с.

Сборник для игр предназначен для тех, кто любит путешествовать или часто проводит время с детьми в дороге. Игры рассчитаны на детей разного возраста – с 5 до 15 лет, некоторые игры заинтересуют и взрослых. Разноплановая тематика игр позволяет разнообразить работу с детьми, отвечает их познавательным интересам, не дает скучать в пути. В сборнике содержаться игры для 2-3 участников или группы детей.
Сценарии игр-сказок будут интересны тем, кто занимается организацией детского досуга: учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, вожатым в детских оздоровительных лагерях. В игровой форме дети знакомятся с науками естественного цикла: ботаникой, палеонтологией, зоологией, экологией и др. А знакомые герои мультфильмов помогут ребятам быстрее постичь тайны естествознания.
Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, воспитателей школьных учреждений, вожатых в детских лагерях, организаторов детского досуга.


Апшева А. М. Педагог и ребенок – практикум эффективного взаимодействия. – М.: Экопресс, 2009. – 60с.

Пособие носит информационно-прикладной характер, предназначено для педагогов дополнительного образования. Оно содержит основы психологических заданий по общей , педагогической и возрастной психологии, психофизиологии и некоторых других психологических дисциплин. Возрастной диапазон обучающихся, на которых рассчитаны описанные в нем приемы – старший дошкольный и младший школьный возраст.


Апшева А. М. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей: опыт и практические рекомендации/ под общ. ред. Д. В. Моргуна – М.:МДЭБЦ,2011. – 180с.

В издании основные возможные направления психолого-педагогической деятельности, приведены нормативные документы, предложена профессиональная документация , алгоритмы сопровождения образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Описан процесс психологического сопровождения проектно-исследовательской деятельности, даны соответствующие методики. Предложены практические рекомендации по психологическому консультированию педагогов, обучающихся и родителей.
Издание предназначено для педагогов-психологов, может быть также полезно для педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, административных работников – участников учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.


Львовский А. Л., Моргун Д. В. 2007. Булавоусые чешуекрылые Восточной Европы. М.: Т-во научных изданий КМК. 443с. +8 цв. вкл.

Настоящее издание содержит диагностические ключи для определения 303 видов булавоусых чешуекрылых (дневных бабочек) Вост. Европы (Европейской части России, включая Урал и Северный Кавказ, Украины, Белоруссии, Прибалтийских государств), что соответствует территории европейской части бывшего СССР, а также характеристики семейств, родов и подробные видовые очерки с данными о синонимах, типовой местности, распространении, биологии, этимологии названий, замечаниями по систематике.
Предназначено для широкого круга читателей – зоологов, студентов естественных факультетов, работников системы охраны природы и эколого-биологического образования, натуралистов-любителей.


Материалы I Московского экологического форума учащихся. /Под общ. ред. Д. В. Моргуна, С. Ю. Самсоновой. – М.: Экспресс, 2010. – 352с.

В сборнике представлены тезисы сообщений и докладов I Московского экологического форума учащихся, проходившего в ноябре 2009 г. в городе Москве . В рамках форума были проведены две научно-практических конференции: I региональная научно-практическая конференция школьников «Природное и историко-культурное наследие Москвы» (27 ноября 2009г.) и XXIV Московская городская научная конференция экологических экспедиционных отрядов (28 ноября 2009 г.).
Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Фролова Г.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников.- М.: МДЭБЦ, 2010.- 48с.

Учебно-методическое пособие раскрывает один из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника – проектно-исследовательскую деятельность учащихся, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную на формирование личности современного школьника – проектно-исследовательскую деятельность учащихся, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. В пособии представлена методология проектной и исследовательской деятельности, освещено ее применение на практике (организация исследовательской деятельности учащихся в объединении «Экологический мониторинг»).
Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений, методистов, работников образования, специализирующихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.


С.В. Болсуновская, Д.В. Моргун. Справочно-методические материалы для педагога дополнительного образования. – М.: Экопресс, 2009. – 86 с.

Справочное пособие содержит различные информационные, нормативно-правовые и методические материалы, которые призваны помочь при подготовке к открытию учебного объединения в ГОУ Московская городская станция юных натуралистов, а также на первых этапах организации учебного процесса. В пособии содержатся формы и образцы документов, нормативные требования к деятельности учебных объединений в системе дополнительного образования, практические советы по составлению образовательной программы, проведению учебного занятия, работе с родителями.



Маслов В.А. Словарик юного эколога. - М.: МДЭБЦ, 2009. - 45 с. 2 издание.

В словаре приводятся наиболее важные и часто употребляемые термины общей экологии, подобранные для учащихся, интересующихся экологией и изучающих природу. Словарь оформлен юмористическими иллюстрациями.


Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 5: Методы дополнительного образования / под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 2009. – 96 с.

Настоящий выпуск научно-методического ежегодника «Современные методические аспекты экологического образования» посвящен результатам интересного и важного для педагогической общественности события – первого московского конкурса методических материалов по дополнительному эколого-биологическому образованию. К публикации в сборнике представлены как полные тексты методических материалов, так и фрагменты работ победителей конкурса. Для работ характерно разнообразие видов методической продукции: методические рекомендации и разработки, пособия, сценарии массовых мероприятий, практикумы, определители, инструкции, игры и т.д.
Издание предназначено учителям общеобразовательных учреждений и педагогам дополнительного образования, методистам, биологам разных профилей.


Материалы XXIII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся / Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Экопресс, 140 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений и докладов XXIII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей 29 ноября 2008 г. На конференции прошла работа 7 секций (зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных, ботаники, ландшафтной экологии, экологии и охраны природы, этноэкологии и краеведения, естественнонаучной секции). Всего в работе конференции приняло участие 127 обучающихся из 38 образовательных учреждений города Москвы, Зоологического и Дарвиновского музеев, Палеонтологического института РАН и др. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и и Дарвиновского музеев, Палеонтологического института РАН и др. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах.
Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (учителям школ и педагогам дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Моргун Д. В., Орлова Л. М. Методическая работа в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. М.: Экопресс, 2008. 396 с.

В настоящем издании рассматриваются основные подходы к планированию, организации и развитию методической работы в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) эколого-биологической направленности. В книге отражены основные этапы становления методической работы в контексте перехода юннатского натуралистического движения в экологическое образование. Описано основное содержание деятельности методистов в рамках аналитического, информационно- и организационно-методического, консультационного направлений. В книге особое внимание также уделяется направлениям методической работы в УДОД, связанным со спецификой эколого-биологической направленности дополнительного образования. В книге даны рекомендации по отдельным аспектам методической деятельности в УДОД: изучению передового педагогического опыта, работе над единой методической темой учреждения, развитию коллективных форм методической работы и др. В последнем разделе приводится словарь терминов методической работы в УДОД эколого-биологической направленности. Издание предназначено для методистов и иных сотрудников методических служб учреждений дополнительного образования, административных работников, специалистов, занимающихся вопросами теории и методики дополнительного образования.


Каплан Б. М. Изучение лесной растительности — М.: Лесная страна, 2009. — 136 с.

В методическом пособии приведены сведения по основам лесной геоботаники, необходимые педагогам для проведения учебных экскурсий, связанных с изучением и описанием лесной растительности. Представлены общие сведения о растительном покрове. Рассмотрено понятие о лесе. Представлены теоретические сведения и практические рекомендации по изучению отдельных компонентов лесного фитоценоза. Предложена форма бланка геоботанического описания лесного растительного сообщества. Приведён материал, связанный с историей лесной науки и с сохранением лесных ресурсов. Приведён словарь лесоводственных терминов с необходимыми комментариями и пояснениями. Пособие адресовано учителям и педагогам дополнительного образования, а также сотрудникам особо охраняемых природных территорий, занимающимся экологическим образованием подростков в форме экскурсионной работы в природе.


Материалы XXII Московской городской конференции экспеди-ционных экологических отрядов учащихся. 2008. / Под ред. Д. В. Моргуна, Ю. А. Багринцевой. — М.: МГСЮН, 80 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XXII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в декабре 2007 г. На конференции прошла работа 7 секций (ботаники, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, геологии и палеонтологии, ландшафтной экологии, краеведения, экологии и охраны природы). Всего в работе конференции приняло участие 118 обучающихся из 9 учреждений дополнительного образования и 30 общеобразовательных школ. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах. Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Экопресс», 2008, 328 с.

Авторский коллектив:
Беэр А. С., Благовещенская Е. Ю., Боголюбов А. С., Горяшко А., Дунаев Е. А., Ива-нов А. И., Иванова Н. Г., Каплан Б. М., Корякин А. С., Маслов А. Б., Маслов В. А., Моргун Д. В., Нинбург Е. А., Орлова Л. М., Преображенская Е. С., Прокудин А. А., Смирнов И. А., Тихомиров А. В., Тихомирова А. В., Тишков А. А., Федорова Д. А., Хижнякова А. С., Цвет-ков А. В., Шаховская Н.Д., Яковлев А. А.

Четвертый выпуск научно-методического ежегодника «Современные методические аспекты экологического образования» посвящен 90-летию юннатского движения и дополнительного образования детей. В связи с этой памятной датой в нем рассматриваются исторические и современные особенности развития уникального в мировом масштабе юннатского движения, представляющего собой целостную, органично развивающуюся детскую и молодежную субкультуру. В сборнике производится попытка рассмотреть основные ценности и традиции юннатского движения, проанализировать их преемственность и изменение в современных образовательных и общественных условиях. В сборник включены статьи о традиционных юннатских и биологических кружках, имеющих многолетнюю историю и составляющих ценностное «ядро» движения (1 раздел), а также статьи педагогов «молодых» кружков, прочно и стабильно работающих в течение последних 10 – 20 лет и наследующих традиции старейших юннатских коллективов (2 раздел). В сборнике нет претензии на всеобъемлющий охват биологических и юннатских кружков Москвы, поэтому есть вероятность, что в нем отсутствует информация о некоторых юннатских объединениях столицы. В последние годы дополнительное эколого-биологическое образование развивается также на базе средних школ. Многие из них имеют статус центра образования. Так, в 3 разделе сборника описаны некоторые подходы к внеурочной учебной биологической деятельности школьников. Исследовательская работа всегда была одним из основных приоритетов юннатского движения. Поэтому становление и современные подходы к научным и учебным исследованиям юннатов изложены в отдельном 4 разделе книги. В сборнике также особое внимание уделено проблемам, характеризующим современную ситуацию в сфере дополнительного эколого-биологического образования (5 раздел). В частности, в статьях разных авторов поставлены проблемы: существует ли преемственность и возможно ли наследование образовательных принципов юннатского движения в современном дополнительном образовании детей? какие тенденции современного общества препятствуют развитию юннатства? какими представляются перспективы внешкольного эколого-биологического образования? Издание предназначено для работников образования и культуры — педагогов, методистов, руководителей биологических учебных объединений и всех, интересующихся историей отечественного образования.


Аргунова М. В. Растения и животные пресноводных экосистем. Исследовательское пособие для учащихся общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. М., 2004. — МосГорСЮН, 126 с., 78 илл.

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения растений и животных пресноводных экосистем: рек, ручьев, озер, водохранилищ, прудов, болот. Первая часть содержит информацию о структуре и функционировании водных экосистем, задания для юных исследователей. Предложенные задания помогут юннатам правильно подготовиться к исследованиям, провести их и оформить результаты наблюдений.
Вторая часть состоит из комплекта определительных карточек, который включает рисунки, описания 41 вида растений и 47 видов животных, а также дополнительную занимательную информацию о жизнедеятельности растений и животных.
Пособие может быть использовано как рабочая тетрадь на уроках биологии, экологии, а также при проведении экскурсий, наблюдений в природе, выполнении учащимися учебных экологических проектов.
Пособие рассчитано на учащихся разного возраста, юных натуралистов, широкий круг любителей природы. Издание может быть полезно для педагогов школьного и внешкольного образования, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.


Болсуновская С. В. Практические материалы для заместителей директора по учебно-воспитательной работе в учреждениях дополнительного образования детей. — М.: МГСЮН, 2007. — 68 с.

Издание представляет собой справочно-методическое пособие по организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД). В пособии содержатся материалы по формам административного контроля деятельности руководителей структурных подразделений, педагогов дополнительного образования; формы плановой и отчетной документации; обзор функциональных обязанностей руководителей структурных подразделений по работе с педагогическими кадрами; рекомендации к подготовке и проведению учебного занятия с обучающимися; подходы к обобщению и самоорганизации педагогического опыта.
Практические материалы предназначены для заместителей директоров, руководителей структурных подразделений УДОД, административных работников школ, занимающихся вопросами дополнительного образования детей.


Волкова П.А., Шипунов А.Б., 2008. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах. — М.: Экопресс, 60 с.

В учебном пособии подробно рассматриваются возможности использования программы статистической обработки данных STATISTICA и R при проведении анализа данных, полученных в ходе учебно-исследовательской работы учащихся. Даны теоретические основы статистического анализа.
Пособие предназначено для школьников и учащихся учреждений дополнительного образования — юных натуралистов и экологов, занимающихся исследованиями, а также Пособие предназначено для школьников и учащихся учреждений дополнительного образования — юных натуралистов и экологов, занимающихся исследованиями, а также может использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования детей.


Дунаев Е. А. Деревянистые растения Подмосковья в осенне-зимний период: методы экологических исследований. - М.: 1999. – МосГорСЮН, 232 с., 32 илл.

В учебно-методическом пособии излагаются основные сведения о морфологии деревянистых растений (деревьев, кустарников, кустарничков и лиан с одревесневающим стеблем) в осенне-зимний период, содержится информация о строении, особенностях ветвления побегов, типах жизненных форм. Приводятся описания основных методов биологических исследований (маршрутного и площадочного), способствующих освоению навыков ботанических наблюдений.
Пособие содержит методические разработки четырех учебно-исследовательских тем("Типы лесных формаций в окресностях стационара", "Особенности развития лесных деревьев и кустарников в различных экологических условиях", "Характерные особенности зарастания просек (вырубок) в окресностях стационара" и "Распределения ив (Salix spp.) в окрестностях стационара") для самостоятельного изучения учащимися различных аспектов экологии деревьев и кустарников.
Издание содержит определительные таблицы (ключи) для диагностики всех лесных и дичающих культивиуемых деревянистых растений Подмосковья. Таблицы включают виды, встречающиеся не только в лесах, но и на территориях, измененных антропогенным воздействием (на просеках и вырубках). Диагностические ключи снабжены рисунками побегов в осенне-зимнем состоянии для подавляющего большинства видов деревянистых растений Московской области.


Дунаев Е. А. Методы эколого-энтомологических исследований. М., 1997. – МосГорСЮН, 44 с., 24 илл.

Методическое пособие освещает технику сбора, препарирования насекомых, оформления энтомологических коллекций и консервации материала при проведении экологических исследований. В ней описываются универсальные способы ловли насекомых разных ярусов леса, подстилки, водоемов и ряда специфических субстратов. Излагаются различные методы относительного и абсолютного учета численности насекомых, способы оценки их экологического разнообразия при сравнении различных местообитаний и ширины экологических ниш.
Пособие предназначено для учащихся, интересующихся биологией (юных энтомологов и натуралистов), их преподавателей и руководителей, педагогов школьного и внешкольного образования, применяющих в своей работе различные формы полевых экологических исследований; может быть использовано при изучении экологии не только насекомых, но и других групп живых организмов.


Дунаев Е. А. Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований. М., 1997, 1999. – МосГорСЮН, 96 с., 30 илл. + 10 прил.

В учебном пособии в популярной форме излагаются сведения о биологии муравьев. Приводятся методические разработки четырех учебно-исследовательских тем для изучения различных аспектов экологии этих насекомых и получения разносторонних практических знаний о них. Пособие содержит простой вариант определителя для всех видов муравьев Подмосковья и десять приложений, в легкой и доступной форме освещающих вопросы морфологии и особенности экологии муравьев, способы оценки разнообразных параметров муравейника.
Пособие предназначено для учащихся, интересующихся биологией, юных энтомологов и натуралистов, их преподавателей и руководителей, педагогов школьного и внешкольного образования, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.


Дунаев Е. А. Земноводные и пресмыкающиеся Подмосковья. М., 1999. – МосГорСЮН, 84 с., 47 илл.

Учебно-справочное пособие предназначено для определения видов земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий) Московской и сопредельных с ней областей. Оно позволит идентифицировать животных разного пола и возрастных стадий по внешнему облику и фрагментам скелетных остатков. Определитель построен по принципу «телефонной записной книжки» и снабжен множеством иллюстраций, на основе которых и осуществляется диагностика видов, что упрощает процесс определения. Пособие содержит краткие сведения по истории изучения земноводных и пресмыкающихся Московской области, информацию о морфологических и экологических особенностях всех видов амфибий и рептилий Подмосковья.
Справочник рассчитан на учащихся разного возраста, юных натуралистов и широкий круг любителей природы, а также может быть полезен для педагогов школьного и внешкольного образования.


Калякина Н. М., 2006. Первые шаги натуралиста. Учебное пособие. — М.: МГСЮН, 88 с.

В учебном пособии рассматриваются основные подходы к фенологическим наблюдениям, описаны основные сезонные изменения, характерные для природы средней полосы России. Приводятся методические рекомендации по проведению занятий по фенологическим наблюдениям в природе. Учебное пособие предназначено для самообразования детей любого возраста, но особенно эффективно для детей 10 – 15 лет. Может быть использовано для классов со специализацией по природоведению, биологии, экологии, а также в общеобразовательных школах при преподавании предметов «Окружающий мир» и входящих в цикл «Природоведение»; для ведения внешкольной работы с юными натуралистами.
Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов школ, учащихся, интересующихся природоведением.


Каплан Б. М. 2007. Распознавание злаков в нецветущем состоянии. — М.: Социально-политическая мысль, 44 с.

В учебно-методическом пособии освещается проблема определения видов растений семейства злаковых в тех случаях, когда для этого невозможно использовать признаки генеративных органов (соцветий, отдельных колосков и цветков), необходимые при работе с большинством определителей растений. Дан краткий очерк мор-фологических особенностей вегетативных органов злаков. Указаны кри-терии, по которым можно отличать одни виды злаков от других (на примере видов злаков, распространённых в центральных областях России). Сделан обзор определителей, с помощью которых можно распознавать виды злаков в нецветущем состоянии, и других источников информации.
Пособие предназначено для юных натуралистов, занимающихся геоботаническими и флористическими исследованиями, а также может использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования детей.


Каплан Б. М. Научно-методические основы учебного исследования флоры. Методическое пособие. Часть 1. Теория, проблемы и методы флористики. — М.: Компания Спутник+ , 2007. — 164 с.

В первой части пособия, направленного на совершенствование методического обеспечения учебно-исследовательской деятельности юных натуралистов в области изучения флоры, освещены теоретические вопросы и научные методы флористического исследования. Сделан обзор различных научных подходов и концепций, связанных с понятием о флоре. Изложены основные проблемы и задачи современной флористики. Описаны различные методы флористических исследований. Показаны возможности синтеза флористического и фитоценотического подходов к исследованию растительного покрова. Изложены основные сведения об анализе флоры и о сравнительном изучении флор. Приведён словарь терминов, используемых во флористике и смежных научных направлениях.
Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, являющихся руководителями флористических и геоботанических исследований, выполняемых юными натуралистами, а также может использоваться преподавателями и студентами вузов.


Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. М., 2004. — МосГорСЮН, 80 с.

Издание посвящено рассмотрению основных направлений методической работы в учреждениях дополнительного образования экологической направленности и содержит рекомендации по ведению программно-методической, учебно-методической, музейно-методической, редакционно-издательской работы, а также методическому обеспечению организационно-массовой и экспедиционной деятельности учреждения. Рассматриваются некоторые общие методические проблемы обеспечения образовательного процесса в учреждениях (составление и оформление дополнительных образовательных программ, планирование и отчетность о методической работе, издание методических пособий и разработок, методы организации и подготовки мероприятий и др.) и специфичные для экологических организаций формы методической деятельности (методы проектирования экологической экспедиции,. организации музейного биологического фонда и др.).
Методические материалы предназначены для педагогов, педагогов-организаторов, методистов, руководителей структурных подразделений — сотрудников учреждений дополнительного образования экологической направленности.


Моргун Д. В., Безверхова Н. В. 2006. Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации. М.: Социально-политическая мысль, 68 с.

Монография представляет собой научно-методическое пособие, в котором содержатся материалы о современном методологическом, философско-научном статусе социальной экологии, ее перспективах в области стратегии устойчивого развития. Рассматривается широкий круг проблем: развитие экологии в контексте становления неклассической науки; коэволюционная методология и ее роль в социальной экологии; представления о социоэкосистемах; экологические кризисы и катастрофы на разных уровнях; подходы к решению глобальных экологических проблем; развитие социальной экологии на основании стратегии устойчивого развития.
Книга предназначена для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами истории и методологии экологии, преподавателей ВУЗов, педагогов дополнительного образования, учителей школ, студентов профильных ВУЗов. Пособие может использоваться при составлении образовательных программ в ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, в институтах повышения квалификации работников образования.


Моргун Д. В., Востриков Е. И. Фестиваль детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии»: экологическое направление. — М., 2006, МГСЮН, 34 с.

В методических материалах кратко обобщается опыт организации и проведения основных мероприятий в рамках экологического направления Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии». В издании описана система организации взаимодействия между учрежденским, окружным и городским этапами экологического направления фестиваля; рассматриваются основные подходы к формированию контингента участников городского этапа; детально обсуждается структура и содержание городского этапа (Московской эколого-биологической олимпиады «Природа России»). Указаны проблемы и перспективы проведения экологического направления фестиваля. В качестве приложения приведены психолого-педагогические аспекты проведенного мероприятия, а также перечень примерных теоретических заданий городского этапа. Издание предназначено для широкого круга педагогических работников, заинтересованных в развитии методического взаимодействия в области проведения научно-образовательных мероприятий разных уровней.


Моргун Д. В., Орлова Л. М. Содержание и организационные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. — М.:, 2007. — 198 с.

В настоящем издании рассматриваются основные подходы к плани-рованию, организации и развитию методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. В книге отражены основные этапы становления методической работы в контексте перехода юннатского натуралистического движения в экологическое образование. Описано основное содержание деятельности методистов в рамках аналитического, информационно- и организационно-методического, консультационного направлений. В книге особое внимание также уделяется направлениям методической работы в УДОД, связанных со спецификой эколого-биологической направленности дополнительного образования. В книге даны рекомендации по отдельным аспектам методической деятельности в УДОД: изучению передового педагогического опыта, работе над единой методической темой учреждения, развитию коллективных форм методической работы.
Издание предназначено для методистов и иных сотрудников методических служб учреждений дополнительного образования, административных работников, специалистов, занимающихся вопросами теории и методики дополнительного образования.
Выпуск книги приурочен к 90-летию юннатского движения в нашей стране.


Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: Опыт и практические рекомендации. — М.: МГСЮН, 68 с.

В издании представлены история и обзор основных направлений издательской деятельности, осуществляемой методическими службами учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. В книге содержатся практические рекомендации по организации издательской деятельности, классификация видов методической продукции, сведения о правилах оформления печатных изданий, составления библиографических списков, нормативные материалы. В словаре терминов раскрыты основные понятия, используемые в издательской деятельности УДОД. Издание предназначено для методистов и иных сотрудников методических служб образовательных учреждений, а также широкой аудитории авторов различных печатных изданий.


Терминологический словарь для работников методических служб учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности / Авт.-сост. Моргун Д. В., Орлова Л. М. — М.: , 2007. — 120 с.

Словарь содержит свыше 970 терминов, ключевых понятий, знание которых необходимо при осуществлении методической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Дефиниции раскрывают содержание терминов из приоритетных направлений методической деятельности учреждений, педагогики и ее разделов, педагогической психологии, а также специальных понятий, связанных с эколого-биологической направленностью образова-тельных программ. Особое внимание уделено определению новых терминов, недавно получивших распространение в педагогической науке и практике, отражающих современный уровень развития представлений о теории и методике экологического образования.
Издание предназначено работникам методических служб учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: административным работникам, методистам, педагогам-психологам, специалистам, педагогам дополнительного образования, участвующим в методической деятельности учреждений.


Привалова С. В. 2006. Краткий словарь психологических терминов для педагогов учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности. М.: Социально-политическая мысль, 24 с.

Словарь содержит около 100 терминов и понятий по общей, возрастной, детской и педагогической психологии, наиболее часто употребляемых в дополнительном экологическом образовании детей. Подготовка издания осуществлялась в рамках психолого-педагогического сопровождения деятельности экспериментальной площадки «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента».
Словарь может быть полезен педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, методистам и другим читателям, использующим психологические знания в своей профессиональной образовательной деятельности.


Пчелкин А. В. Популярная лихенология. — М.: МГСЮН, 2006. — 36 с.

Учебное пособие содержит общие сведения о строении, жизненных формах, размножении, распространении лишайников. Описана роль лишайников в природных сообществах, а также в использовании лишайников человеком. Приводятся рекомендации по определению лишайников. Издание предназначено для педагогов учебных эколого-биологических объединений и обучающихся учреждений дополнительного образования, учителей школ, школьников, студентов младших курсов ВУЗов, натуралистов.


Пчелкин А. В., Слепов В. Б. Использование водорослей и лишайников в экологическом мониторинге и биоиндикационных исследованиях. М., 2004. — МосГорСЮН, 20 с.

Методическое пособие предназначено для проведения исследовательских работ обучающихся по экологическому мониторингу и биоиндикации. В издании представлены основные методы исследования лихенофлоры и водорослей
Пособие предназначено для проведения экологических исследований юными натуралистами, обучающимися учебных объединений учреждений дополнительного образования, а также руководителей учебных групп, использующих в своей работе различные формы биомониторинговых исследований.


Расторгуева Г. А. Сады приусадебных участков. М., 2002.

Брошюра позволяет получить первоначальные практические навыки по самостоятельному проектированию сада и дает возможность избежать ошибок, характерных для начинающих. Рассматриваются исторические особенности и мировые тенденции садово-паркового искусства. В краткой и доступной форме сконцентрированы все элементы, необходимые для формирования сада, показаны основные стили ландшафтной архитектуры, зонирование на участке и др. Пособие рассчитано на широкий круг читателей.


Савинов И. А. Ботанические экскурсии по Москве и Московской области. М.: Социально-политическая мысль, 2006. — 124 с.

Пособие посвящено организации и проведению ботанических экскурсий на территории города Москвы и Московской области. Содержит материал по подготовке и методике ведения экскурсий, специфике их проведения в разных растительных сообществах Московского региона — берега пресного водоема, болота, хвойных и широколиственных лесах, луге, степных сообществах южного, окского участка области, сорных и рудеральных местообитаниях, городском парке. Учитель найдет здесь материал по истории изучения флоры и растительности области, ботанико-географическим районам. Во второй половине пособия предлагаются маршруты однодневных и многодневных выездов (экскурсий и экспедиций) по территории области, а также в московских парках. В конце приведен список редких и исчезающих видов растений региона, флористические списки наиболее интересных видов отдельных участков. В заключение приведен краткий словарик ботанических терминов и инструкция по технике безопасности при проведении экскурсий с учащимися.
Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, методистов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей ВУЗов и краеведов и любителей природы.


Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность. (Сб.). М., 2000.


Современные методические аспекты экологического образования. Научно-методический сборник./ Под. общ. ред. Д. В. Моргуна. — М.: Издатель Воробьев А. В., 68 с.

Издание является сборником статей ведущих методистов и педагогов Московской городской станции юных натуралистов, представляющих разнообразный опыт эколого-образовательной деятельности. В материалах рассматриваются актуальные вопросы методического обеспечения эколого-образовательного процесса в школе и системе дополнительного образования: методы организации научно-исследовательских работ обучающихся в полевых условиях, инновационные подходы в области учебной биологической диагностики, рекомендации по проведению эколого-биологических экскурсий и внедрению проектных, творческих и других методов обучения и воспитания в образовательный процесс.
Сборник статей предназначается для педагогов и методистов школ и учреждений дополнительного образования, работающих в области экологического просвещения и воспитания.


Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск Экологические лагеря и экспедиции. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2005, 204 с., фото-вклейка.

Авторский коллектив: Баличева Е. А., Боголюбов А. С., Пахомов В. И., Гусейнов А. Н., Величко С. Г., Король Т. С., Герасимова И. М., Гусева М. Ю., Смирнов И. А., Семашко А. Ю., Моргун Д. В., Яковлев А. А., Турдакова В. В., Штильмарк Н. Ф.

Второй выпуск научно-методического сборника «Современные методические аспекты экологического образования» содержит статьи, отражающие разнообразный опыт организации и проведения учебной и исследовательской работы школьников в полевых и городских лагерях, экспедициях разных типов.
В разделе, посвященном экологическим лагерям, содержится информация о методах организации учебной и познавательно-досуговой деятельности детей в лагерях. Рассматриваются различные варианты планирования обучения, организационные аспекты работы педагогов. Описаны разные формы работы — от мониторинга городской среды до природоведческих и краеведчеcких экскурсий в городе.
В разделе о зональных экспедициях рассмотрены модели организации экспедиций в северные таежные и аридные регионы России и в Крым. Интересные материалы представлены в разделе «Формы работы и методы повышения мотивации детей в экологических лагерях и экспедициях» (статьи о фотосъемке для юного натуралиста, игровых и гуманитарных методиках работы с разными группами детей).
Авторы статей — руководители экологических экспедиций и лагерей, заинтересованные в развитии и распространении собственного профессионального опыта. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей школ, натуралистов, организующих экологических лагеря или экспедиции с детьми и студентами, а также методистов, занимающихся вопросами экологического обучения и воспитания.


Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.

Авторский коллектив: Багринцева Ю. А., Баличева Е. А., Бойко М. С., Бушев С. А., Величко С. Г., Волкова Т. В., Горяшко А., Дидорчук М. В., Еремкин Г. С., Калашникова О. А., Камалова О. Н., Каркина Е. В., Моргун Д. В., Николаева Е. В., Савинов И. А., Семашко А. Ю., Сиднева Е. Н., Шуваева К. Н., Щербакова Т. И., Яковлев А. А.

Третий выпуск научно-методического ежегодника «Современные методические аспекты экологического образования» посвящен теме экологических экскурсий. Экскурсионная деятельность в экологическом образовании — одна из старейших форм организации учебного процесса, известная с начала становления юннатского, а затем экологического детского и молодежного движения. В сборнике представлена разнообразие форм экскурсионной работы с учащимися, используемой в настоящее время в системе общего и дополнительного эколого-биологического образования. Рассматриваются основы методики экскурсионного дела и трансформация подходов к нему (1 раздел); темы и формы проведения натуралистических экскурсий (2 раздел); экскурсионные маршруты по разным природным сообществам (3 раздел); экскурсии по музейным экспозициям (4 раздел); и, наконец, методические приемы организации разных типов экскурсий (5 раздел).
В сборнике представлены статьи 20 авторов, раскрывающие многообразие подходов к экскурсионной деятельности. Издание предназначено методистам, педагогам-экологам в системе общего и дополнительного образования, натуралистам, проводящим образовательную работу с детскими коллективами.


Филиппова С. В., 2005. Игровые занятия для юных любителей природы. — М.: МГСЮН, 48 с.

Методическое пособие включает материалы для организации досуговой деятельности детей в начальной школе, подготовительной группе детского сада, а также в учреждениях дополнительного образования: загадки, считалки, сговорки, конкурсы, викторины, «аукционы», подвижные игры и др. В пособии содержатся сценарии игровых занятий различной тематики. Адресовано широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, воспитателям детских садов, студентам педагогических училищ, колледжей, родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Филиппова С. В., 2006. Путешествия юных натуралистов. Игровые конкурсные программы. — М.: МГСЮН, 52 с.

Книга предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми младшего школьного возраста, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, вожатых. Цель книги — помочь организовать познавательный отдых детей. В книге даются разработки сценариев игровых программ. В игровой форме дети знакомятся с миром природы шести материков.
Представленные материалы рассчитаны на детей младшего и среднего возраста (от 5 до 12 лет).


Филиппова С. В., 2008. Игровые занятия для юных орнитологов. Книга для всех, кто интересуется птицами. — М.: МДЭБЦ, 88 с.

В книге представлены учебные занятия и сценарии мероприятий, включающие в себя игровые задания, конкурсы и викторины экологического содержания, объединенные общей темой — изучением птиц. Материалы книги помогут педагогам в доступной игровой форме познакомить детей с удивительным миром птиц. В процессе игр расширяется кругозор детей, стимулируются познавательная активность и творческие способности.
Книга адресована воспитателям детских садов, учителям начальной и средней школ, педагогам дополнительного образования и организаторам досуговых мероприятий.


Цветков А. В. Зимняя экология копытных млекопитающих Подмосковья. М., 2002.

Методическое пособие знакомит читателя с принципами организации и проведения работ по изучению численности копытных млекопитающих в зимнее время. Рассматривается техника выполнения зимнего маршрутного учета, методика определения плотности населения копытных по данным учета их экскрементов. Читателям предлагается общедоступный вариант моделирования ситуации для оценки достоверности выбранной методики обобщения учетных данных. Особое внимание уделяется методам изучения снежного покрова как среды обитания животных. Предлагаемые методики позволяют не только провести учеты копытных, но и познакомиться с некоторыми чертами их поведения.
В пособии подробно описаны методики исследовательских работ, которые могут быть выполнены юными натуралистами разного возраста и уровня подготовки. Тематика подобрана таким образом, что работы можно рассматривать как в качестве самостоятельных исследований, так и в виде составной части комплексного изучения зимней экологии копытных, проводимого группой наблюдателей.
Издание предназначено для учащихся, интересующихся биологией и экологией млекопитающих, юных натуралистов, практических исследователей природы; их руководителей, педагогов основного и дополнительного образования, использующих в своей работе различные методы полевых исследований.


Чертопруд М. В., 2005. Гидробиологические экскурсии в Подмосковье. — М.: Издатель Воробьев А. В., 72 с.

Методическое пособие содержит теоретическую базу и практические рекомендации для организации экскурсионного изучения жизни пресных вод Подмосковья. В пособие включены: описание характерных типов пресноводных сообществ региона (с атласом наиболее типичных представителей); указания на удобные места экскурсий, выбор необходимого оборудования, рекомендации по охране природы на экскурсиях, а также некоторые аспекты биологии пресноводных обитателей и географии Московской области. В доступной форме вводятся многие гидробиологические термины. В описании сообществ основное внимание уделено макроскопическим беспозвоночным животным.
В помощь педагогам, организующим полевые экскурсии и выезды из Москвы, самостоятельным начинающим натуралистам, а также всем, интересующимся жизнью пресных вод.


Чертопруд М. В. Биоиндикация качества водоемов по составу сообществ беспозвоночных. — М.: МГСЮН, 2007. — 24 с.

Методическое пособие содержит описание практических методов изучения качества водоемов по составу сообществ беспозвоночных. Даны рекомендации по постановке исследований с использованием биоиндикации загрязнений водотоков и советы по сбору проб макробентоса.
Издание предназначено педагогов основного и дополнительного образования, использующих в своей работе различные методы полевых исследований, самостоятельным начинающим натуралистам, а также всем, интересующимся жизнью пресных вод.


Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: Социально-политическая мысль, 2006, 140 с.

Авторский коллектив: Аргунова М. В., Безверхова Н. В., Гусейнов А. Н., Моргун Д. В., Николаева Е. В., Пчелкин А. В., Речкалова Н. И., Чертопруд М. В.

В сборнике освещается концепция, цели, направления экологической учебной мониторинговой деятельности; раскрыты основные подходы мониторинга различных сред обитания (воды, почвы, атмосферы), изучению сообществ; описаны методы обработки результатов мониторинга. В приложении содержатся рекомендации по составлению образовательных программ по мониторингу.
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов школ, учреждений дополнительного образования, методистов эколого-образовательных организаций, натуралистов, занимающихся изучением природы с учебными коллективами.


XI и XII Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2000.

В сборнике представлены тезисы докладов преимущественно XI и XII Московских городских конференций экологических экспедиционных отрядов, проходивших в ноябре 1996 и 1997 гг. на Московской городской станции юных натуралистов (МГСЮН), где были представлены доклады и стендовые сообщения по нескольким секциям. В брошюру вошло 31 сообщение. Тезисы в сборнике объединены по следующим разделам: «Зоология», «Бриология, микология и геоботаника», «Палеонтология, геоморфология и краеведение». В конференции приняли участие все основные экологические объединения учащихся города Москвы.
Издание предназначено тем, кто интересуется практической работой по биологии и экологии, юным натуралистам, их преподавателям и руководителям, педагогам школьного и внешкольного образования, использующим в своей деятельности различные формы полевых экологических исследований.


XIII Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 1998.


XIV Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 1999.


XV Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2001.


XVI Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2002.


Материалы XVII и XVIII Московских городских конференций экспедиционных экологических отрядов учащихся. / Под ред. Д. В. Моргуна. М., 2004. — МосГорСЮН, 124 с.

Сборник содержит материалы научно-образовательных конференций экологических экспедиционных отрядов 2002 и 2003 гг.


Материалы XIX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2005. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: МГСЮН, 98 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XIX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в ноябре 2004 г. В работе конференции приняло участие 127 обучающихся из 16 школ и 10 учреждений дополнительного образования, учебного объединения на базе Зоологического музея МГУ, представители учебного объединения Государственного Дарвиновского музея. Были представлены доклады на секциях ботаники, зоологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, экологии и охраны природы, краеведения. В сборник вошли сообщения по материалам самостоятельных исследовательских работ обучающихся, проделанных во время экспедиций в регионах России (в Мурманской, Рязанской, Московской обл., в Карелии, Краснодарском крае и др., в городах Москве, Звенигороде, Костроме) и ближнего зарубежья, а также на различных охраняемых природных территориях.
Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Материалы XX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2006. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: МГСЮН, 108 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в декабре 2005 г. На конференции прошла работа 7 секций (зоологии, ботаники, орнитологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, краеведения, экологии и охраны природы). Всего в работе конференции приняло участие 145 обучающихся из 16 учреждений дополнительного образования и 20 общеобразовательных школ. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах.
Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Материалы XXI Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. 2007. / Под ред. Д. В. Моргуна., Ю.А. Багринцевой — М.: МГСЮН, 160 с.

В сборнике представлены тезисы сообщений XXI Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся, проходившей в декабре 2006 г. На конференции прошла работа 7 секций (зоологии, ботаники, орнитологии, ландшафтной экологии, геологии и палеонтологии, краеведения, экологии и охраны природы). Всего в работе конференции приняло участие 154 обучающихся из 11 учреждений дополнительного образования и 24 общеобразовательных школ. Представлены результаты экспедиций, проходивших в Центральной России, на Кавказе, в Крыму, Сибири и других регионах.
Издание предназначено преподавателям и руководителям экспедиций и практик (педагогам школьного и дополнительного образования), юным натуралистам, биологам разных профилей.


Сажнева Т. А., Орлова Л. М. Организация учебного занятия в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биолгической направленности. 2008. — М.: МГСЮН, 32 с.

В методическом пособии изложены методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования. В издании освещены вопросы подготовки и планирования учебного занятия, технологии подготовки и проведения открытого учебного занятия и методические рекомендации по самоанализу занятия для педагогов дополнительного образования. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования и методистов, работающих в сфере эколого-биологического образования.


Сажнева Колесова Е. В., Цветков А. В., Яковлев А. А., Моргун Д. В., Байков Ю. И., Горбунова Г. А., Голованова Е. А., Малицкая А. З. Под ред. Моргуна Д. В. Современные методические аспекты экологического образования.
Выпуск 6.
Экологические и природоохранные мероприятия учащихся: МДЭБЦ 2010 - 72с.

Шестой выпуск научно-методического ежегодника "Современные методические аспекты экологического образования" посвящён всегда актуальной для педагогического сообщества теме - экологическим мероприятиям для учащихся. Одна из основных задач издания - представление опыта организации и проведения мероприятий для учащихся в сфере экологического образования и просвещения.