Пятая летняя полевая экологическая школа.

Пятая летняя полевая экологическая школа для обучающихся образовательных организаций города Москвы проводится Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования города Москвы «Московским детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма» (далее – ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, центр) для коллективов обучающихся образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.

Экошкола – образовательный проект, цель которого заключается в обучении школьников методам эколого-биологической практической деятельности и формированию у них экологического и природоохранного мировоззрения.

В программу Экошколы входят краткосрочные общеразвивающие дополнительные образовательные программы, программы экологических и биологических практикумов.

Задачи Экошколы:

  • ознакомление с биологическим разнообразием места проведения смены Экошколы;
  • обучение школьников методикам исследования природных объектов и явлений в естественных (полевых) условиях;
  • обучение школьников методам полевых эколого-биологических наблюдений и дальнейшей камеральной обработке данных;
  • обучение школьников элементам экологического мониторинга;
  • воспитание у школьников экологического, природоохранного, патриотического и положительного эстетического отношения к окружающей природе.

Экологическая школа проводится в период летних школьных каникул (конец мая – июнь). Количество смен определяется поданными заявками. Длительность смены (дней/часов) определяется программой при согласовании с образовательной организацией.

Участниками Экошколы могут стать организованные группы обучающихся 5 – 10 классов общеобразовательной школы.

Программа Экошколы определяется совместно ответственными представителями образовательной организации и ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ, в соответствии с запросом образовательной организации.

В рамках программы Экошколы обучающиеся смогут изучить:

  1. Правила безопасного поведения на экскурсии. ТБ при следовании по маршруту и сбору биологического материала. Противопожарная безопасность в лесу и на территориях городских парков. Санитарно-гигиенические нормы. Нормы «экологичного» поведения на ООПТ и зеленых зонах города.

  1. «Биологическое разнообразие» - обзорные экскурсии по территории:

- Ландшафтное разнообразие. Рельеф. Фитоценозы. Природные и антропогенно-измененные территории. Экологические связи;

- Флористическое разнообразие. Флора и растительность. Видовой состав. Адвентивные и рудеральные виды растений;

- Фаунистическое разнообразие. Позвоночные животные. Птицы;

- Фаунистическое разнообразие. Беспозвоночные животные, основные таксоны.

- Разнообразие водных объектов. Гидрологические и экологические характеристики водоемов и водотоков;

- Палеонтологические экскурсии по природным территориям Москвы.

  1. Полевой дневник. Правила ведения, заполняемая информация. Структура и функции полевого дневника. Внесение маршрутной информации. Условные обозначения. Способы и методы ориентирования (визуально, по картам). Картографирование маршрута движения и составление плана местности. Топографические символы. Самостоятельная работа – картографирование объекта наблюдения. Описание ландшафта и биоценозов, составление ландшафтной/фитоценотической карты территории.

  1. Ботаника. Растения разных экологических групп. Правила составления гербария. Натуралистический рисунок и фотография.

  1. Маршрутный учет растительности и флоры. Пробная площадка для геоботанического описания растительности. Параметры для описания. Вертикальная и горизонтальная структура фитоценоза. Типирование фитосообществ. Определение бонитета растений.

  1. Ведение работ по проекту «Школьный реестр зелёных насаждений» - что нужно знать и как делать. Описание состояния растений и участка.

  1. Полевые методы исследования беспозвоночных животных разных биотопов. Первичная камеральная обработка. Определение видов и иных систематических групп.

  1. Гидробиологические исследования водоема и характеристика состояния воды методами биоиндикации.

  1. Определение птиц по голосам и визуально. Маршрутные учёты птиц.

  1. Методики экологического мониторинга: фитоиндикация (лишайники, сосны, асимметрии, бонитет, рудеральные и адвентивные виды).

  1. Наши питомцы: содержание и уход за животными и растениями.

- Комнатные растения. Зимний сад.

- Животные зооуголка.

- Аквариальная. Уход за аквариумами.

- Аптекарский огород. Растения газонов и зеленых зон.